Смазочная система: какие задачи решает, из чего состоит и почему ломается

30 сентября 2022

Смазочная система двигателя (ССД) — это комплекс механизмов автомобиля, которые снижают трение между деталями двигателя и сводят на минимум его затраты на трение. Принцип работы заключается в обеспечении подачи смазки, то есть моторного масла, ко всем трущимся деталям двигателя на всех режимах работы. Между поверхностями движущихся тел формируется пленка, которая разделяет трущиеся элементы и защищает их от дополнительных нагрузок. Сегодня подробнее расскажем о системе смазки двигателя.

Какие задачи решает:

  1. Снижает трения между деталями. Компоненты направлены на снижение всех видов трения: сухого (детали непосредственно соприкасаются друг с другом), жидкостного (с разделением масла) и полужидкостного (слой масла есть, но полного разделения трущихся поверхностей им нет). Первый вид самый редкий, встречается при высоких скоростях при попадании масла в клиновый зазор между цапфой и вкладышем подшипника.
  2. Отводит тепло, охлаждает детали. Осуществляется процесс с помощью потока жидкости из системы охлаждения.
  3. Освобождает двигатель от продуктов износа механизмов в отработанном масле. Самым распространенным считается усталостный износ, который появляется при трении качения и трении скольжения.
  4. Удаляет нагар. Нагар, как правило, проявляется в транспортных системах, которым характерен прямой впрыск топлива, то есть топливо попадает непосредственно в камеру сгорания без этапа промывки деталей). Еще наличие нагара распространено, если используется не постоянно, простаивает долгое время, и владелец игнорирует прогрев двигателя при использовании транспорта в холодное время.
  5. Защищает от коррозии. Смазочные вещества помогают противостоять окислению элементов двигателя под влиянием кислорода.

Для всех этих задач давление масла в системе должно быть высоким.

Из чего состоит система смазки двигателя:

  • Поддон картера. Это резервуар, где хранится масло. Именно в нем осуществляется аккумуляция масла в системе. Также здесь происходит скопление мелких абразивных частичек при трении элементов.
  • Маслосборник. Это место сбора масла для последующей циркуляции в системе после поддона. Устанавливается на некотором расстоянии от дна, благодаря чему абразивные частицы очень просто удаляются путем снятия поддона. Какие-то маслосборники оснащают магнитом, чтобы можно было быстро собирать и убирать металлическую стружку.
  • Масляный насос. Это приспособление для закачки масла в систему. Запускается он от распредвала или коленвала.
  • Масляный фильтр. Это устройство для очистки масла от продуктов нагара, загрязнений и следов износа.
  • Датчик давления. Работает совместно с указателем давления с ССД и сигнальной лампой, расположенной на приборной панели авто.
  • Радиатор. Это устройство, имеющееся не на всех транспортных средствах. Состоит из трубок и пластин. Его задача — отвод тепла и охлаждение масла.
  • Редукционные клапаны. Это клапаны, находящиеся в масляном фильтре, насосе. Нужны для поддержания стабильного давления.

Что и почему ломается

По статистике, большая часть автомобилистов чаще всего сталкивается со следующими неполадками: выход из строя деталей масляного насоса, фильтров, разгерметизация узлов, нарушение регулировок или механические проблемы с редукционными клапанами.

Неполадки системы смазки обычно связаны с двумя группами неполадок.

1. Неполадки, приводящие к снижению давления масла

Это может быть результат деформации, износа или повреждения масляного фильтра, низкого уровня масла, засорившегося фильтра, вышедших из строя датчика масла, заедания редукционного клапана.

2. Неполадки, приводящие к увеличению расхода масла

Это может быть результат выход из строя механизма распределения газа, изношенной прокладки насоса, засорившейся вентиляции картера, поврежденного кривошипно-шатунного механизма, ослабленного масляного фильтра или его ошибочном закреплении.

Что делать, чтобы не ломалось

Чтобы система смазки работала исправно, нужно регулярно проводить техобслуживание авто: менять моторное масло и масляный фильтр.

Также нужно иметь четкое понимание, в каком количестве масла нуждается система, учитывать ее объем. Если масла будет мало, то будет расти нагрузка на детали и возникнет сухое трение, ускорение износа. А если масла будет слишком много, может возникнуть избыточное давление, сальники могут выйти из строя, также может нарушиться герметичность.

Конечно, самая действенная профилактика — грамотная эксплуатация двигателя. Особенно в холодное время. Дело в том, что при низких температурах вязкость масла становится гуще, из-за чего становится хуже его путь к трущимся деталям. Необходимо всегда прогревать двигатель перед запуском.

Все представленные в каталоге товары прошли неоднократные испытания, в ходе которых подтвердили высокую эффективность и долговечность. Масляная система по выгодной цене — это бесперебойная работа двигателя долгое время.

МТР-Сервис производит только качественную продукцию! Подробнее ознакомиться с товаром можно здесь.